Теоретико-методические основы словесно-образного эмоционально-волевого самоубеждения (СОЭВС)

По утверждению Гегеля:  «Убеждения представ­ляют собой самые внутренние моменты самосоз­нания».  Далее, говоря об объективной роли убежде­ния в поведении индивида, он отмечал: «...Нравственную природу поступка определяет убеждение». Утверждая диалектическую взаимо­связь форм мышления и сознания, не­мецкий философ раскрыл их взаимопереходы друг в друга. Он показал, как представления творят понятия, а понятия в процессе практики рожда­ют идеи, которые вырабатываются индивидуаль­ным сознанием в качестве основы субъективных убеждений, «его совести».

Российский учёный К. Д. Ушинский представил «Убеждение», как процесс. Он охаракте­ризовал стадии этого процесса от зарождения его в представлениях на пути их пе­рехода в понятия и их закрепления в идеях, кото­рые усваиваются человеком, становясь его убеж­дениями. Это положение сформулировано в  его работе «Онародности в общественном воспитании»: «Самое убеждение тогда только делается элементом харак­тера, когда переходит в привычку. Привычка имен­но и есть тот процесс, посредством которого убеж­дение делается наклонностью, а мысль переходит в дело. Благодаря убеждениям разум становится регулятором жизни личности, ее поведения».

Позже Б.Д. Парыгин высказал мысль о трех основных значениях термина «убеж­дение»:

  1. Как формы индивидуального сознания, элемента всей системы представлений и взглядов человека;

  2. Как процесса осмысления жизненного опыта и освоения внеш­него мира;

  3. Как способа воздействия на психику индивида, метода воспитания.

Исследования проблем теории и методики убеждения как метода воспитания в современ­ной отечественной педагогике получили широ­кое развитие.

Разра­ботанная В. М. Коротовым концепция убеждения представлена как система методов информационного, поиско­вого, дискуссионного, взаимного просвещения, которые в последовательном их применении обес­печивают активное овладение той или иной ин­формацией и ее усвоение человеком.

Опираясь на прогрессивные достижения со­временной психологии, можно рассматривать убеж­дение как основной метод стимулирования ра­боты над собой, прежде всего потому, что этот метод при верном его применении стимулирует и направляет самоубеждение личности. Одной из важнейших задач многолетних исследо­ваний был поиск путей перевода убеждения врача в самоубеждение больного.

Прежде чем рассмотреть механизм это­го процесса, подчеркнем еще раз коренные от­личия убеждения исамоубеждения от внуше­ния и самовнушения.

В «Советском энциклопедическом словаре» внушение (сугге­стия) в психологическом смысле определяется, как воздействие на личность, приводящее: либо - к появлению у человека, помимо его воли и со­знания, определенного состояния, чувства и от­ношения; либо - к совершению человеком по­ступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятель­ности. То есть внушение есть воздействие на сознание человека в обход его желаний и жизненных позиций.

Убеждение как педагогический метод есть прямая и открытая апелляция к сознанию, мобилизация волевых усилий человека. Убеж­дение ориентировано на принятие человеком собственных сознательных решений в выработ­ке линии своего поведения.

По своему содержанию внушение нередко представляет собой бессмысленный набор слов, как, например, в заговорах. Убеждение же вскрывает в словах реальную связь явлений объектив­ного мира, оно всегда одновременно и несет в себе образовательную функцию.

Не понимая этого, нельзя понять и осмыслить меха­низм перевода убеждения врача в самоубеж­дение больного. Сила убеждения как метода — в убежденности врача. Только при этом усло­вии убежденность передается больному. Таково первое необходимое условие перевода убеждения врача в самоубеждение больного.

В условиях организации процесса самооздоровления важны­ми являются еще два момента. Первый состоит в том, что содержание убеждения принимается боль­ным как истинное, верное. Второй момент — это желание больного выработать у себя новые по­лезные качества. Достижение же положительных результатов в процессе самоубеждения в конеч­ном счете и обеспечивает перевод убеждения как внешнего фактора в самоубеждение как фактора внутреннего. С этого момента больной сам начи­нает убеждать себя. Так рождается убежденность. Этот механизм процесса «убеждение — самоубеж­дение» был вскрыт и многократно апроби­рован в экспериментальной лечебной работе.

Общество не имеет права воспитывать внушаемых людей, которые становятся управляемым орудием в руках других людей. Необходимо воспитывать людей убежденных — самостоятель­ных. Для этого нужно не внушение, не подавле­ние личности, а активизация личности посред­ством процесса убеждения в ходе взаимодействия врача и больного.

Убеждение есть высшая форма сознания лич­ности. Прочно усвоенные идеи стано­вятся личными убеждениями. Только в процессе собствен­ных действий и общения с людьми формируются самоубеждения. Убеждение врача, как метод оздоровления, организует деятельность больного, в процессе которой формируется убеждение боль­ного, и, таким образом, убеждение врача переводится в убеждение больного.

Перевод убеждения врача в самоубежде­ние больного обеспечивает­ся следующими факторами:

  • Убеж­дение ложится на благодатную почву. Тот, к кому обращен настрой, как правило, испытывает силь­ное желание выработать у себя нужные качества, выздороветь, избавиться от недуга. Убеждение он воспринимает как помощь, необходимую ему. Налицо сочетание воздействия на разум и чув­ствование.

  • Содержание убеждений (на­строев) позитивно. Если пропаганда медицинс­ких знаний зачастую построена на запугива­нии больного всякими страшными болезнями, то здесь мы имеем ориентацию на оздоровле­ние, на омоложение. Настрои пронизаны опти­мизмом. Настрои пронизаны форму­лой «мне будет лучше». Лучше во всем: в повышении работоспособности, в улучшении самочувствия, в развитии новых полезных ка­честв, в выздоровлении.

  • Новые убеждения преподносятся не в виде сложных словесных формул, а в виде образных, ярких, сочно-красочных представлений. Как писал Ушинский, будущие убеждения рождаются в представлениях. Представления эти рисуются добрыми словами. Следует отметить, что формирующиеся при восприятии настроя представления стимулируют в соответствии с содержанием настроя психичес­кие и физиологические процессы, а также и по­ведение человека. И. М. Сеченов убедительно показал, что со стороны физиологического про­цесса между восприятием и представлением нет ни малейшей разницы; разница только в источ­нике возбуждения. Таким образом, уже сам процесс усвоения на­строя дает реальный всесторонний эффект. Когда же сформируется самоубеждение, этот эффект ста­новится несокрушимо стойким, необратимым.

  • Содержание самоубеждений (на­строев) имеет и просветительное, образователь­ное звучание (особенно это касается оздоровитель­ных настроев). Человек как бы оглядывает себя изнутри. Работа мозга, кровеносной системы, ды­хательных путей просматривается им как действие отлаженной, четко работающей системы взаимо­действующих органов. Несомненно, это стимули­рует позитивный интерес к своему здоровью.

  • Возникающие в результа­те ознакомления с настроем позитивные изме­нения в практической деятельности, в душевном состоянии, в оздоровлении подкрепляют слово и убеждают на деле.

Так обеспечивается перевод убеждения врача в самоубеждение больного, в его личные убеждения, прочные, стойкие взгляды.

Слово обладает способностью многосторон­него комплексного раздражителя, т. е. способно­стью оказывать на кору головного мозга мощное, направленное воздействие, способное вызывать у человека сильнейшую эмоциональ­ную реакцию.

Внушающее слово в гипнотических опытах, как правило, вызывает внутреннее (по утверж­дению И. П. Павлова — охранительное) тормо­жение, благодаря чему снимаются барьеры для критического восприятия словесного содержания внушения. Похожее происходит и в системе аутотренинга, когда релаксация«размягчает» сознание, ослабляет волю, оставляя открытую дверь лишь к эмоциям человека.

Наш метод, напротив, ориентирован на сло­весно-образную эмоционально-волевую актив­ность человека. В этом его безусловная новизна и неоспоримое преимущество. Сходство нашего метода с традиционной релаксопедией состоит лишь в том, что в обоих случаях наблюдаются повторы словесных воздействий. Однако это лишь внешнее сходство. В действительности, если обыч­ная релаксопедия гасит активность личности, то метод СОЭВС, наоборот, рассчитан на эффект, основанный на эмоционально-волевой активности человека.

В метод СОЭВС входят тексты настроев, те­оретические принципы построения настроев, методика усвоения настроев, приемы самоиз­менения в методике организации самоубежде­ния больных.

Его основу составляют тексты-настрои, которые строятся так, что:

  • формируют у человека определенное представление — об­раз: «с яркостью молнии своим внутренним зрением вижу себя человеком с сильной памя­тью»;

  • вовлекают чувства: «я чувствую себя человеком смелым, решитель­ным»;

  • мобилизуют волю: «изо всех сил стараюсь активизировать запоминание. Прилагаю могу­чие волевые усилия навы­сочайшем уровне психической энергии. Мое воле­вое желание усилить память обладает гигантс­кой силойматериализации».

Таким образом, настрой — это содержание самоубеждения.

Разработка настроя — это тру­доемкое дело. Над их созданием приходится ра­ботать постоянно, непреклонно, десятилетиями; только тогда и удается создать настрой, дающий реальный эффект. Все основные фрагменты на­строев на формирование самоубеждений, развивающих волю, способности и черты характера, дорабатывались с помощью аппаратурных прове­рок на плетизмографах, 16-канальных полигра­фах, кардиографах и многих других приборах и аппаратах, а также проверялись и совершенство­вались в реальной деятельности людей и в лечеб­но-психологической практике.

Психолингвистические исследования текстов-настроев, проведенные под руководством автора, показали, что их построение кардинально отличается от пост­роения известных молитв, загово­ров или текстов, которые используются в психотерапии.

На­строи метода СОЭВС базируются на смысловых элементах. Специфика струк­туры и смысловое содержание словес­ных формул настроев обеспечивают их высокую эффективность.

Человек, усваивающий настрой, способен противостоять любым внешним воздействиям. Его возможности безграничны, а желания разумны.

Усвоение настроя-самоубеждения, рождает мощный импульс, соединяющий в себе силу обе­их сигнальных систем, подкорки и корригирую­щих полей лобных долей мозга. В организме человека нет ничего сильнее этого механизма.

Метод СОЭВС предусматривает не только самостоятельную работу над собой, но и участие врача, активизатора управления самоубежде­нием (АУС), помогающего усвоить настрой. Здесь врач старается максимально активизировать больного в целях прочного усвоения настроя.

Содержание настроя должно быть приятным. Словесные формулировки должны быть понят­ными, образными, формирующими яркое пред­ставление и мобилизующими желания, чувства и волю больного на усвоение настроя. Настрой должен подавлять сомнения. Он может быть типовым и индивидуальным.

В типовых настроях метода СОЭВС приме­нена начальная степень напряжения и начальная сила выражения мысли, чтобы меньше утомлять человека при усвоении настроя.

Главной способностью человека является его способность к работе над со­бой. Она дает возможность развивать все другие способности, воспитывать, оздорав­ливать и омолаживать себя. Авто­ром создана обширная система настроев на раз­витие способности к работе над собой. Ядром этой способности является воля человека, его способ­ность к волевым усилиям, поэтому создана целая система настроев на развитие воли. Придавая воле большое значение, автор написал для родителей две книги, посвященные воспитанию иразвитию воли у детей в семье.

Созданная система настроев на оз­доровление человека включает настрои на управ­ление всеми системами организма, всеми внут­ренними органами. Эта система включает много настроев, которые дают возможность восстанав­ливать здоровье даже тогда, когда мы имеем дело с, казалось бы, неизлечимыми заболеваниями. Настрои являются инструментом самоубеждения, причем инструментом безотказным и всемогу­щим. В отличие от лекарств настрои не имеют срока годности, они никогда не кончаются, как таблетки. Лекарства имеют известные пределы своего воздействия, настрои же не имеют преде­лов.

Метод содержит в себе настрои-самоубеждения. Это не лекарства, они универсальны и общедоступны. Это система текстов  специально и тщательно подобранных, регулярный повтор которых, проникая в сознание, стимулирует мысль о крепком здоровье, волю, энергию, физические силы, направляет их на оздоровление-омоложение.

Настрои отражают мысль об оздоровлении-омоложении в словесной формулировке, образ, чувства и волевое усилие, которые в своём единстве создают огромной мощности импульс с головного мозга во внутреннюю среду организма и на длительное время перестраивают жизнедеятельность тканей, внутренних органов. Он способен влиять не только на активность любого органа и любой системы, но и устранять патологические нарушения в анатомических структурах физического тела.

Благодаря этому без хирургических операций можно удалять новообразования, восстанавливать функцию и внутреннее анатомическое строение любого органа и системы физического тела и возрождать молодое тело, продлевая жизнь.

Построение настроев таково, что они формируют у человека яркие образы здоровья, молодости, силы, неутомимости и красоты, усиливают положительные чувства, например, радость жизни, и стимулируют волевые усилия в целях управления состоянием. Наибольшую пользу метод приносит тем, кто подходит к нему с доверием и надеждой.

Где применяется метод СОЭВС ?

Здравоохранение:

  • 80 000 индивидуальных авторских сеансов с пациентами различных форм и видов заболеваний, ( 1948 – 2008г.г.);

  • Научно-практическая комплексная программа по формированию здоровой речи при заикании. Монография: «Формирование здоровой речи при заикании» (1976г.).  Книга: «Из истории лечения заикания» (1982г.);

  • 3-е Управление Минздрава СССР – рекомендации по использованию метода при лечении людей пострадавших в Чернобыле (1989г.);

Спорт:

3200 страниц машинописного текста настроев для повышения результатов в пулевой стрельбе. Монография: «Самовоспитание и управление состоянием стрелка-спортсмена-пистолетчика» (1979г.). Книга: «Учебное пособие по психологии спорта» (1981г.);

Подготовка спортсменов:

  • Владимир Рец – МСМК (мастер спорта международного класса), лёгкая атлетика (1978г.);

  • Игорь Раенко – МСМК, стрельба из пистолета (1979г.);

  • Борис Будников –  Европейский чемпион парусной регаты (1977г.);

  • Виктор Потапов – Дважды чемпион мира, класс катамаран (1977г.).

Центр подготовки космонавтов:

25 000 настроев для подготовки человека к различного рода перегрузкам;

Воспитание и педагогика:

Повышение эффективности обучения в Курском, Горловском, Калужском педагогических институтах (1972-1974 г.г.).

Производство:

  • Целевая комплексная программа для огранщиков алмазов Московского завода «Кристалл» (1985г.);

  • Разработка программы по сокращению временной нетрудоспособности и повышению производительности труда сотрудников ЦКБ Министерства приборостроения (1986г.).